Верховный Суд поставил точку в делах о самовольном строительстве

Одним из наиболее часто возникающих споров при рассмотрении дел о сносе самовольной постройки является, спор о наличии у органа местного самоуправления полномочий на предъявление таких исков. Нередко недобросовестные застройщики пытаются убедить суд в том, что орган местного самоуправления не вправе обращаться в суд с исками о сносе самовольных построек либо исками о приведении самовольно реконструированных объектов в ранее существовавшее состояние. 

Точку в данном вопросе поставил Верховный Суд Российской Федерации, который 7 августа 2018 года вынес определение по делу № 304-ЭС18-2923 о сносе самовольной постройки по заявлению администрации города Сургута к индивидуальному предпринимателю. Спор между сторонами прошел три инстанции и в итоге был передан на разрешение в высший судебный орган нашей страны - Верховный Суд Российской Федерации. При рассмотрении спора суды первой и кассационной инстанции приняли доводы застройщика об отсутствии у администрации города Сургута полномочий на предъявление иска о сносе самовольной постройки, ввиду того, что постройка возведена на принадлежащем ответчику на праве собственности земельном участке.

Однако Верховный Суд Российской Федерации посчитал данный довод несостоятельным и отменил постановление суда кассационной инстанции, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции, при этом указав на следующее:

«В пункте 22 постановления Пленума N 10/22 разъяснено, что с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 по делу N 71/10 была сформирована правовая позиция по спорной ситуации.

Так, в постановлении указано, что из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 ГрК РФ, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Полномочия администрации по выдаче разрешения на строительство установлены в пункте 48 статьи 40 Устава городского округа город Сургут ХМАО - Югры.

Таким образом, в силу возложенных на администрацию полномочий по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также полномочий по решению вопросов местного значения в публичных интересах неопределенного круга лиц, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, обращение в суд является реализацией исполнения этих полномочий».

Как видим, Верховный Суд Российской Федерации однозначно определил, что орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

Обращаем внимание, что согласно статье 11 Устава города Иркутска, к вопросам местного значения относится выдача разрешений на строительство. В соответствии со статьей 128 Устава, исполнительно-распорядительный орган города Иркутска - администрация города Иркутска (городская администрация).

Из вышесказанного следует, что в границах Муниципального образования город Иркутск, органом, уполномоченным на обращение в суд с иском о сносе самовольно возведенных объектов, в том числе, является администрация г. Иркутска. Однако необходимо отметить, что городская администрация не является единственным органом обладающим правом на подобный иск. В суд с таким заявлением могут обратиться и иные органы и организации, наделенные соответствующими полномочиями (например органы прокуратуры, служба государственного строительного надзора Иркутской области)







  ©2018-2019 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска